Концепция мерчендайзинга торгового прелприятия разрабатывается  на основе трех законов: запас + расположение + представление. Исходя из данной  концепции, эффективный мерчендайзинг – это выполнение всех трех законов.
 Рассмотрим составляющую размещение (представление)  товара в торговом зале.
Представление товара в торговом зале производится после того, как уже выполнены первые два условия — запас и расположение. Под представлением товаров в торговом зале понимается:
- размещение ценников;
 - использование POS-материалов;
 - применение визуальных компонентов внутримагазинной рекламы.
 
- РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕННИКОВ
 
Каждый третий покупатель  отказывается от покупки, если не имеет информации о цене товара. Задача магазина — обеспечить максимальное  удобство для покупателя и дать больше информации о товарах в самом магазине. Следовательно, ценник на товар должен обязательно присутствовать  возле самого товара.
 Ценник выступает средством  рекламы. С помощью ценника необходимо убедить покупателя, почему этот товар  продается за эту цену.
Требования к оформлению и размещению ценников:
- ценник должен быть расположен либо над товаром, либо под ним;
 - расположение ценников должно учитывать угол зрения покупателя;
 - цена продукции должна быть обозначена четко и хорошо видна покупателю, ценник не должен закрывать упаковку товара;
 - ценники должны быть расположены так, чтобы покупателю было предельно ясно, какой ценник к какому продукту относится;
 - выбор формата ценника осуществляется индивидуально, но группы однородных товаров должны иметь единый формат ценников;
 - пространство ценника должно быть использовано рационально (не должно быть перегруженных надписями частей ценника);
 - дополнительные места продаж обязательно должны быть снабжены ценниками, иначе они превращаются в места складирования товара.
 
В случаях, когда магазин самостоятельно разрабатывает дизайн ценников, следует обратить внимание на размер шрифта (известно, что цена является важным фактором при принятии решения и часто служит основным критерием выбора):
- если товар маленького размера, а цена написана очень крупно (средства декоративной косметики), ценник может мешать общему восприятию товара;
 - крупный размер шрифта может помешать продемонстрировать преимущества товара и выгоду в случае его приобретения (например, если такие ценники расположены при входе, покупатель может счесть все в магазине недоступным ему и вообще не пройти дальше);
 - когда весомым конкурентным преимуществом товара является соотношение «цена-качество», имеет смысл выделять цифры на ценнике.
 
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ POS-МАТЕРИАЛОВ
 
Место продаж (в переводе  с английского) – Point of Sales (POS) или Point of Purchase (POP). Соответственно средства оформления  мест продаж POS materials в России на профессиональном языке именуются как  средства POS или POР-материалы. Все мероприятия, связанные с рекламой  товаров непосредственно на местах продаж, именуются реклама в местах продаж.
 Цель размещения рекламных материалов в  местах продаж  –  напомнить покупателю о том, что в данном  магазине он может приобрести тот или иной товар. 
 Основная задача POS-материалов – увеличение объемов продаж по отдельному  товару, группе товаров, либо по торговой марке в целом.
 Особенность POS-материалов  в том, что их воздействие на потребителя носит кратковременный, ограниченный  характер и должны нести идею не «Подумай и купи», а «Купи немедленно!». Именно  этим POS-материалы принципиально отличаются от ТВ и других СМИ, в которых размещаются  информирующие статьи и программы для первичного ознакомления с продуктом. 
 Существуют правила  размещения рекламных материалов в местах продаж: 
- POS-материалы должны находиться непосредственно около точки продажи указанного товара, либо по ходу к ней;
 - POS-материалы должны быть хорошо видны покупателю;
 - POS-материалы должны быть актуальными, то есть материалы конкретной рекламной компании устанавливаются в начале проведения компании и изымаются по ее окончании.
 
РОS-материалы выполняют следующие функции:
- информирующая (они указывают на то, где и какой товар расположен);
 - привлекающая (красочные материалы не могут остаться незамеченными);
 - ориентирующая (если покупатель пришел за определенной маркой товара, РОS-материалы помогут отыскать ее быстрее).
 
Место продаж разделяют на пять функциональных зон, в каждой из которых применяются свои POS-материалы:
- 
- Наружное оформление.
 - Входная группа.
 - Торговый зал магазина.
 - Место выкладки товаров.
 - Прикассовая зона.
 
 
Рассмотрим эти функциональные зоны.
1. Наружное оформление торговой точки
Функции:
 1.  Локализация –  основная функция. Нужно сделать все, чтобы  потенциальный покупатель нашел или заметил место продаж. Для этого перед местом  продаж и в ключевых пунктах предполагаемого маршрута движения покупателей размещаются  всевозможные указатели и информирующие конструкции. К средствам наружного  оформления относятся: комплексное оформление фасада (козырьки, маркизы), растяжки,  уличные знаки, указатели, световые короба и т.д.
 2. Аттрактивная функция – привлечение  внимания к магазину, выделение его среди остальных. Если покупатель заметил  место продаж, необходимо побудить его  зайти, а не пройти мимо. Наружное оформление позволяет покупателю  мгновенно определить, какой тип торговой точки перед ним, какие товары здесь могут  продавать, какова может быть цена.
 Примеры: тротуарные и  витринные куклы, выносные штендеры, айстоперы, козырьки, тенты, зонты, шатры,  надувные конструкции, объемные логотипы, различные выносные конструкции, урны,  напольные пепельницы. 
 POS-материалы  наружного оформления служат для информирования о наличии в данном месте продаж  определенного товара.
2. Входная группа
POS-материалы, размещенные во входной группе – это, как правило, таблички «открыто/закрыто», стикеры с режимом работы магазина, надписи на дверях «от себя/на себя» или просто рекламные стикеры и объявления, напольные стикеры, размещенные непосредственно перед или за входной дверью (с фразой «Добро пожаловать»).
3. Торговый зал
Основная цель размещения POS-материалов в торговом зале – желание  направить покупателя по нужному маршруту к месту выкладки товара.
 Поэтому основными  требованиями к размещению являются: 
- обеспечение скорости понимания информации (согласно американским исследованиям, информация должна быть понята ребенку 14 лет со средним уровнем интеллекта; принцип КISS – придерживайся краткости и простоты);
 - краткость и лаконичность информации (информации не должно быть много; рекомендуется размещать рекламу только для 15-20% товаров, которые приносят наибольшую прибыль);
 - постоянная сменяемость рекламных материалов в тopговом зале (т.к. постоянные покупатели привыкают их видеть и перестают замечать).
 
Классификация POS-материалов, размещаемых в торговом зале, в зависимости от выполняемых ими функций
| 
 Виды POS-материалов  | 
 Наименование POS-материалов  | 
| 
 С функцией зонирования  | 
 Лайт-боксы с обозначением отделов, пиктограммы, консольные флаеры, указатели, световые табло, дегустационные стойки, мобайлы, напольная графика, дисплеи  | 
| 
 Экспонирующие  | 
 Подиумы, стеллажи, витрины, дисплеи-витрины с подсветкой, специальные прилавки, муляжи, выставочные стенды  | 
| 
 Демонстрационные  | 
 Прилавки, холодильники, кроштейн вывески, демонстраторы-тестеры, вращающиеся подставки, манекены  | 
| 
 Просветительские  | 
 «Немые гиды», «жесткие постеры», плакаты, панно  | 
| 
 Идентифицирующие  | 
 Бэйджи с указанием ФИО и должности сотрудника  | 
| 
 Тестирующие  | 
 Примерочные кабины  | 
| 
 Транспортные  | 
 Тележки, корзины, сумки, пакеты  | 
| 
 Утилизационные  | 
 Короба, ящики, урны  | 
4. Места выкладки товаров
На POS-материалы  в местах выкладки и продажи товаров ложится основная ответственность за  осуществление покупательского выбора. Именно в этой точке торгового зала  покупатель решает для себя, купить или не покупать товар. Здесь, как правило,  находится большое число аналогичных товаров-конкурентов и перед покупателем  встанет другой вопрос: какой из товаров предпочесть. 
 Главная  задача POS-материалов в месте выкладки – привлечь к товару максимальное внимание, помочь наиболее  выгодно представить товар на полках торгового оборудования, проинформировать о  его свойствах и связанных с ним специальных акциях.
Классификация POS- материалов, размещаемых в местах выкладки, в зависимости от выполняемых ими функций
| 
 Виды POS-материалов  | 
 Наименование POS-материалов  | 
| 
 Информационные  | 
 Ярлыки, этикетки, стикеры, флаги, каталоги, воблеры, шелфтокеры, шелфорганайзеры, джумби, мобайлы, наклейки, нектейлы, диспенсеры с листовками, баннеры, гирлянды  | 
| 
 Пропагандистские  | 
 Карманы-подставки или    информационные стойки для буклетов, листовок, проспектов, СД-дисков, визиток,    номеров телефонов,  | 
| 
 Контактные  | 
 Тестеры, образцы, размещенные в диспенсерах  | 
5. Прикассовая зона
Особенность этой зоны в  том, что, находясь у кассы, покупатель уже потратил свой основной бюджет и, как  правило, прикидывает суммарную стоимость и остаток. То есть у касс лучше всего  размещать товары, которые можно купить на этот остаток, так называемые «товары  импульсивной покупки». 
 Соответственно и POS-материалы  в прикассовой зоне служат для экспонирования и привлечения внимания к таким  товарам. Это диспенсеры, воблеры, стикеры, лотки для мелочи и световые короба (с  надписью «касса»). Летом эффективна установка фирменных прилавков и ларей с  мороженным, пивом, кулеров с напитками.
- ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ВНУТРИМАГАЗИННОЙ РЕКЛАМЫ
 
К визуальным компонентам  внутримагазинной рекламы относятся: витрины, манекены,  видео-мониторы, всевозможные изображения,  знаки и театральные эффекты (декорации), цвет, свет и т.п.
 Витрина оказывает большой психологический эффект на покупателя и в  значительной мере влияет на объем продаж. Поэтому огромное значение имеет  неповторимость оформления витрин, отличие показа товара от других магазинов.
 Основные задачи витрины  как функционального элемента магазина: 
- ознакомить с ассортиментом товаров, имеющихся в продаже, напоминать о приближении того или иного сезона;
 - рекламировать товары, отражать новые направления торговли;
 - сообщать о существующих в магазине методах торговли и специальных услугах, предлагаемых покупателю.
 
В витринах выставляются  лишь те товары, которые имеются в продаже. Если товар распродан, его образцы  необходимо снять с витрины. Жизненный цикл витрины – две недели. 
 При оформлении витрин  необходимо учитывать, на каком расстоянии от места продаж будут перемещаться  основные потоки покупателей. Если расстояние хотя бы несколько метров (3-5)  необходимо использовать всю площадь витрины. На проходящих в непосредственной  близости максимальное воздействие оказывает нижняя треть витрины.
 Оформление витрин должно  быть безукоризненным, ведь каждая деталь видна покупателю, если он находится  близко к витрине.
 Изображение людей  привлекает внимание на 23% больше, чем изображение неодушевленных предметов. 
 Ни в коем случае нельзя  допускать того, чтобы фасадная витрина магазина выглядела «оголенной». Голые  окна производят неприятное впечатление на покупателей; вызывают ассоциации с  пустыми полками и скудостью ассортимента.
 Движущаяся реклама  является более эффективной, движение всегда в центре внимания. 
 Когда магазин закрыт,  витрины продолжают продавать. Не следует выключать освещение в витринах после  закрытия магазина. 
 Витрины, тесно связанные  с местом продажи товаров, обладают тем преимуществом, что их воздействие на  покупателя может проявиться немедленно, и это позитивно сказывается на объеме  продаж товаров и образе магазина.
 Манекены, или дисплеи для одежды, являются  важной частью оформления любого магазина одежды. Их внешний вид и способы  использования изменяются в соответствии с господствующими тенденциями моды, а  также под влиянием результатов кропотливых исследований психологов поведения  покупателей в магазинах. Следует отметить, что в дополнение к функции демонстрации  одежды они также используются как объекты привлечения внимания в наиболее  важных местах торгового зала. А в сочетании с рекламными картинами и постерами  использование манекенов позволяет украсить зал и зрительно увеличить торговую  площадь.
 Установлено, что в первую  очередь покупатель различает цветовую гамму торговой точки. Поэтому именно цвет является важным инструментом  мерчендайзинга в оформлении торговой точки и представлении товара. Если  стратегия мерчендайзинга производителя и розничного продавца учитывает  специфику воздействия цвета на человека, то это позволит им на голову опередить  своих конкурентов в борьбе за лояльность покупателя. Цветовой блок или цветовые  ассоциации, сформированные продавцом, всегда будут адекватно поняты и с  благодарностью восприняты спешащим покупателем. 
 Освещение и световые эффекты, используемые для выделения секций и товаров,  создания определенного настроения, пробуждения чувств, соответствующих данному  отделу (целевому рынку) или подкрепляющих имидж магазина, формирования  дизайна магазина, являются важным фактором среды  и гибким компонентом атмосферы магазина. Освещение совместно с другими  компонентами атмосферы магазина позволяет скрывать недостатки архитектуры,  которые часто встречаются в торговых залах, размещенных в зданиях,  неспециализированных для этих целей, устранить которые другими способами  невозможно. Они способны оказывать существенное влияние на объективность  восприятия товаров и ситуацию в торговом зале, на эмотивно-чувственные  характеристики поведения и решения посетителя и т. п.
