Наружная реклама и установка рекламных конструкций

В Законе о рекламе содержится определение наружной рекламы – это реклама с использованием рекламных конструкций, которые характеризуются как технические средства стабильного территориального размещения: щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты, которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Владелец рекламной конструкции является рекламораспространителем.

Требования к распространению наружной рекламы
1.Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. Иными словами, на наружных рекламных носителях может распространяться только коммерческая реклама и социальная реклама.
Поскольку политическая реклама не подпадает под понятие рекламы, социальной рекламы, применяемое в Законе «О рекламе», то ее размещение на рекламных конструкциях не допускается.
Вместе с тем, статья 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает возможность размещения агитационных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов в период проведения агитации, а также предусматривает обязанность лиц, оказывающих рекламные услуги, обеспечить участникам избирательного процесса равные условия для размещения агитационных материалов.
Комплексное применение рекламного и избирательного законодательства предусматривает возможность размещения предвыборной агитации только в течение агитационного периода.      
Вместе с тем, с учетом части 2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» на рекламных конструкциях допускается размещение социальной рекламы.
Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под социальной рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Требования к социальной рекламе закреплены в статье 10 Федерального закона «О рекламе», в  соответствии с частью 4 которой в социальной рекламе допускается указание сведений о спонсорах.
Спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности
Таким образом, Закон допускает указание в социальной рекламе сведений о политических  партиях, избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, выступающих в качестве спонсоров мероприятия, являющегося объектом социальной рекламы.
Пример. В ноябре 2007 года в период агитационной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в Тракторозаводском районе г. Челябинска распространялась наружная реклама с изображением эмблемы политической партии «Единая Россия». На натяжной рекламной конструкции присутствовал: текст: «Хорошие дороги Тракторозаводскому району!», а также изображение эмблемы партии «Единая Россия» слева от текста и логотип жилищно-эксплуатационной компании «Альтернатива» справа от текста.
По содержанию текста рекламы в целом ее можно рассматривать как социальную рекламу.
В связи с тем, что Закон допускает указание в социальной рекламе сведений о политических партиях, выступающих в качестве спонсоров мероприятия, являющегося объектом социальной рекламы, а также принимая во внимание, что социальная реклама «Хорошие дороги Тракторозаводскому району!» не содержит призывов голосовать за партию «Единая Россия» и иных признаков предвыборной агитации, использование в указанной рекламе изображения эмблемы партии «Единая Россия», также как и логотипа жилищно-эксплуатационной компании «Альтернатива», не противоречит законодательству Российской Федерации о рекламе.
Социальная реклама, размещенная на рекламных конструкциях за пределами агитационных периодов, не должна содержать призывов голосовать за определенную партию или политического деятеля.
Следует отметить, что согласно статье 10 Федерального закона «О рекламе» распространение социальной рекламы осуществляется на основании договора с рекламораспространителем.
В рамках договорно-правовых отношений между рекламодателями и рекламораспространителями может быть достигнута договоренность о размещении социальной рекламы на возмездной или безвозмездной основе. Размер вознаграждения определяется сторонами договора.
Вопрос о наличии в социальной рекламе, содержащей сведения о политических партиях (политических деятелях) признаков предвыборной агитации целесообразно решать с помощью направления соответствующего запроса в ЦИК России или избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
Еще один пример. В Челябинске также, как и в первом случае в ноябре 2007 года размещалась наружная реклама «Поддержи родителей» с использованием рекламных конструкций (тканевых растяжек), размещенных на балконах жилых домов. Реклама была признана избирательной комиссией Челябинской области предвыборной агитацией. Кроме того, как выяснилось, разрешение на распространение данных рекламных конструкций никто не получал.
Поскольку социальная реклама «Поддержи родителей» является наружной рекламой и признана избирательной комиссией Челябинской области предвыборной агитацией, то при ее распространении должны быть соблюдены требования рекламного и избирательного законодательства.
С учетом изложенного, если при распространении наружной рекламы «Поддержи родителей»  не были  соблюдены требования Федерального закона «О рекламе» в части получения разрешения, администрация г. Челябинска вправе выдать рекламораспространителю предписание о демонтаже рекламных конструкций, а также — обратиться в арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламных конструкций в случае невыполнения партией обязанности по их демонтажу.
2. Не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.
3. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
4. Следующее правило вступает в силу с 1 июля 2008 года:
установка и эксплуатация рекламной конструкции на государственном или муниципальном имуществе (земельном участке, здании) осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Участником торгов не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение на рынке наружной рекламы ( на момент подачи заявки на участие в торгах). Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение (положение лица, при котором его доля в этой сфере превышает тридцать пять процентов), данные результаты являются недействительными.
Рекламное законодательство относится к ведению Российской Федерации, поэтому органы местного самоуправления не вправе регулировать отношения связанные с содержанием рекламы. Однако в их сферу регулирования входят вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения, распоряжения муниципальной собственностью. Поэтому порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции определяется в нормативных актах органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, устанавливая порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции, регулируют вопросы, связанные с установкой технических средств размещения рекламы, а не с содержанием рекламы.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором
5. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции.
Порядок выдачи разрешения
Владелец рекламной конструкции (или собственник имущества, на котором она устанавливается) должен обратиться с заявлением в орган местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В Челябинске обратиться нужно в Управление по наружной рекламе и информации Администрации г.Челябинска.
Заявление должно пройти стадию согласования с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче: управлением архитектуры и градостроительства, ГИБДД, ГТИ. В отдельных случаях, в зависимости от места размещения рекламной конструкции, необходимо получить согласие Управления железных дорог, Управления Федеральных автомобильных дорог, Гортранса, Горсвета, Горзеленстроя. Согласование осуществляют органы местного самоуправления. Заявитель вправе и самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления должен в течение 2-х месяцев выдать решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано.
В случае отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным.
Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию. За выдачу разрешения взимается государственная пошлина.

 

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого установлена рекламная конструкция.
Разрешение может быть признано в судебном порядке недействительным в случае, например, неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе.
В этом случае владелец рекламной конструкции либо собственник имущества, на котором она установлена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
В случае отказа владельца  произвести демонтаж рекламной конструкции орган местного самоуправления вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Все названные требования в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики.
Так, в витрине одного из магазинов г. Челябинска была размещена  конструкция, содержащая изображения ноутбука, сотового телефона, видеокамеры и информацию: «Ремонт сотовых, продаем gsm, покупаем, меняем». Разрешение в органе местного самоуправления (в Управлении по наружной рекламе и информации г. Челябинска) на распространение этой информации магазин не получал.
Поскольку информация, размещенная в витрине магазина, направлена на восприятие ее неопределенным кругом потребителей вне магазина, то такая информация является рекламой.
Объектами рекламирования в данном случае в силу пункта 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» являются магазин как продавец сотовых телефонов, осуществляющий также ремонт,  покупку, обмен товара, и непосредственно изображенные в рекламе товары (ноутбук, сотовый телефон, видеокамера, сотовый телефон).  Кроме того, в рекламе указан адрес Интернет-сайта магазина, по которому потребители могут получить дополнительно информацию о магазине.       
Вся указанная информация распространяется способом размещения ее в витрине магазина, направлена на формирование или поддержание интереса к объектам рекламирования и их продвижение на рынке. Всё это согласно пункту 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе»  является квалифицирующими признаками рекламы.
Орган местного самоуправления направил магазину предписание о демонтаже рекламы или получении разрешения на ее распространение.
Но, поскольку Закон не распространяет требование о получении разрешения на витрины, то в данном случае магазину не требуется его получение.