В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о рекламе размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом (например, водителем по доверенности) либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. Водитель по доверенности вправе заключать такой договор только в том случае, если в нем предусмотрено такое право. Предприятие городского общественного транспорта вправе заключать договор на размещение рекламы на транспортных средствах, находящихся в их оперативном управлении или хозяйственном ведении.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о рекламе, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается. То есть, когда транспортное средство используется только в целях распространения рекламы, а не по прямому назначению.
Оценка соблюдения указанного положения Закона при размещении рекламы на транспортных средствах должна осуществляться на основе определения целевого назначения использования транспортного средства.
Так, размещение рекламы на транспортном средстве, основным предназначением которого является распространение рекламы (в том числе создание транспортного средства в виде определенного товара), а также переоборудование транспортного средства для распространения рекламы с частичной утратой тех функций транспортного средства, для выполнения которых оно было создано изначально (в том числе переоборудование транспортного средства в видео определенного товара), должно рассматриваться как неисполнение установленных Законом о рекламе требований.
Размещение рекламы на транспортных средствах в иных случаях допускается с учетом требований Закона о рекламе.
Перечень транспортных средств, на которых запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:
1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской (скорая помощь, пожарная охрана, милиция, аварийно-спасательная служба, служба специальной связи);
2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, так называемыми проблесковыми маячками синего, красного, желтого и иных цветов (например, перевозящих крупногабаритные или тяжеловесные грузы или выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог);
3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне (одновременно оборудованных проблесковыми маячками бело-лунного цвета — «Почта России»);
4) предназначенных для перевозки опасных грузов (взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных и ядовитых веществ высокой степени опасности).
Размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (например, «охранное предприятие «Витязь»).
Реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов. Такие технические регламенты пока не приняты. Следует руководствоваться требованиями ГОСТа Р 52044-2003 и Инструкцией о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, утвержденной Приказом МВД РФ от 07.02.1998 № 410.
Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.
Указанный запрет в равной мере распространяется на звуковую рекламу, размещаемую как внутри транспортного средства (сообщение рекламных объявлений в салоне автобусов, троллейбусов и др.), так и снаружи транспортного средства (установка на крыше транспортного средства громкоговорителя для трансляции рекламы и т.п.). В салоне транспортного средства допускается установка видеомониторов для трансляции рекламы, однако реклама, распространяемая в транспортном средстве таким способом не должна иметь звукового сопровождения (маршрутное телевидение).
Так, в салонах городского пассажирского транспорта общего пользования до сведения пассажиров через звуковые информаторы доводилась информация об условиях оплаты проезда по «Транспортным картам».
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» информация об условиях приобретения и оплаты проезда с использованием «Транспортной карты», распространенная посредством звуковых информаторов в городском пассажирском транспорте, является рекламой как направленная на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к ней неопределенного круга лиц, в том числе не только тех, кто обращается с просьбой о получении такой информации. Эта информация способствует реализации «Транспортных карт», а, следовательно, продвижению их на рынке.
В силу требования части 6 статьи 20 Федерального закона «О рекламе» распространение в городском пассажирском транспорте общего пользования информации о «Транспортных картах» с использованием звуковых информаторов не допустимо.
Однако распространение такой информации в городском пассажирском транспорте в иной форме, в частности печатной, рекламному законодательству не противоречит.
Вместе с тем, запрет звукового сопровождения рекламы на транспортных средствах не распространяется на звуковую рекламу, размещенную в помещениях метрополитена, в частности, переходах, станциях, павильонах, холлах.