Краткая история становления государственного регулирования рекламной деятельности

В нашей стране правовое регулирование рекламной деятельности долгое время отсутствовало. В СССР рекламы практически не было, потому что отсутствовала конкуренция как таковая. Например: «Летайте самолетами Аэрофлота», — но это была единственная авиакомпания. Или: «Храните деньги в сберегательной кассе» — выбора у потребителей не было, т.к. вся банковская система замыкалась на Госбанке.
В период перестройки в конце 80-х годов ХХ в. произошел первый рекламный бум. Единственным законом, регулирующим рекламную деятельность, был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который ввел запрет на распространение дискредитирующей информации о конкуренте (недобросовестная конкуренция).

Затем были приняты еще несколько законов, частично относящихся к регулированию рекламы. Среди них Законы РФ «О средствах массовой информации», «О сертификации продукции и услуг» и некоторые другие.
Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указа Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». Формирование специального рекламного законодательства завершилось принятием Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе».
Введение в действие в середине 1995 г. Федерального закона «О рекламе» значительно стабилизировало обстановку на рекламном рынке. Регулирование правоотношений в сфере рекламной деятельности и установление требований к рекламе отдельных видов товаров создали правовую основу для формирования рекламного рынка, являющегося важной инфраструктурной составляющей российской экономики.
Вместе с тем формирование и развитие системы общественных отношений в сфере рекламной деятельности в течение более чем десяти лет действия Федерального закона «О рекламе» потребовали адекватного отражения в федеральном законодательстве.
За прошедшее время в отдельных федеральных законах появились нормы, регулирующие отношения в области рекламы.
Так, например, статья 17 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливала требования к рекламе алкогольной продукции. Кроме того, требования к рекламе алкогольных напитков содержал и Федеральный закон «О рекламе» (ст. 16, 33 Закона). Установление требований к рекламе одного товара (алкогольной продукции) в рамках двух Федеральных законов вызывало их различное толкование как субъектами рекламной деятельности, так и государственными контролирующими органами, вызывая сложности в правоприменении, которые негативно отражались на рекламном рынке.
Аналогичная ситуация складывалась с закреплением отдельных положений, регулирующих отношения в области рекламы, в рамках Федеральных законов «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О лекарственных средствах», «О физической культуре и спорте», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др.
Поэтому необходима была консолидация норм, регулирующих отношения в сфере рекламной деятельности, в рамках одного закона.
Кроме того, многие положения действующего рекламного законодательства не учитывали специфики и особенностей отношений, складывающихся на современном рекламном рынке.
Развитие отношений в области рекламы породило новые способы ее распространения, требующие надлежащей правовой регламентации. Многие положения старого рекламного законодательства не применялись и не отвечали требованиям современного развития отношений в области рекламы.
Вносимые отдельные изменения и дополнения в Федеральный закон «О рекламе» в целом уже не способны были адекватно отразить необходимые изменения как с точки зрения общих подходов к регулированию рекламного рынка, так и специфики рекламы отдельных товаров.
Учитывая особенности развития современного рекламного рынка, решение указанных проблем было возможно лишь путем комплексного изменения рекламного законодательства.
С 1 июля 2006 г. в Российской Федерации начал действовать новый Закон «О рекламе».