Правовое регулирование привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Закон «О рекламе» устанавливает не только требования, предъявляемые к рекламе, но и ответственность за их нарушение.
В Законе говорится:
1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
2. Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
3. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.
4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Федеральными законами за умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.

В силу норм ГК РФ лица (физические, юридические лица), права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами рекламной деятельности взятого на себя обязательства они обязаны возместить контрагенту убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением.
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). В силу ст. 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Как уже указывалось, под убытками гражданское законодательство понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Так, компьютерный салона «Амстел» разместил свою рекламу способом трафаретного нанесения краской на входных дверях жилых домов. Реклама была нанесена небрежно, краска растеклась по дверям, испортив их внешний вид. Жильцы домов обратились в салон с требованием убрать рекламу и привести двери в надлежащий вид. Фирма отказалась выполнить требование жильцов.
В данном случае в силу части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» фирма при размещении рекламы на дверях домов должна соблюдать требования законодательства Российской Федерации.
Реклама, распространение которой причинило вред имуществу жильцов, является ненадлежащей рекламой.
Жильцы домов вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного их имуществу, и о компенсации морального вреда.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 

За ненадлежащую рекламу предусмотрена административная ответственность Кодексом РФ об административных правонарушениях. В статье 14.3 Кодекса прописано, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как видим, санкции за несоблюдение законодательства в рекламной деятельности довольно серьезные.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в связи с ненадлежащей рекламой являются:
1) непосредственное обнаружение сотрудниками антимонопольного органа ненадлежащей рекламы;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные о нарушении рекламного законодательства;
3) сообщения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, и различных организаций, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие нарушения.
Сначала в антимонопольном органе по поступившим обращениям проводится административное расследование.
По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении.
При составлении протокола об административном правонарушении правонарушителям, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол обязательно подписывается лицом, в отношении которого он составлен.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: 1) наличия  обстоятельств, исключающих производство по делу (например, отсутствие события размещения ненадлежащей рекламы или отсутствие состава правонарушения; 2) объявления устного замечания; 3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
При установлении малозначительности правонарушения должностным лицом антимонопольного органа принимается решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. В этом случае, как правило выносится устное замечание.
Постановление по делу об административном правонарушении в связи с ненадлежащей рекламой, как правило, объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку правонарушителю (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
При наличии у лица, нарушившего рекламное законодательство, обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, оно может быть отсрочено на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, нарущившим законодательство о рекламе и привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Часть 9 ст. 38 распределяет зачисление сумм штрафов за нарушение законодательства о рекламе в соответствующие бюджеты и в следующем соотношении:
1) в федеральный бюджет – 40%;
2) в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, – 60%.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, должен направить в антимонопольный орган.
Если постановление не исполнено в указанный срок и штраф не уплачен,
то соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к новой административной ответственности.
Вместе с тем, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, его законным представителем или защитником, в вышестоящий орган – в Федеральную антимонопольную службу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В районный суд может быть обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, принятое только в отношении физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
В большинстве случаев возбуждению административного дела по факту ненадлежащей рекламы предшествует рассмотрение дела на комиссии антимонопольного органа с целью признания рекламы ненадлежащей. По результатам работы комиссия принимает соответствующее решение и выдает нарушителю предписание о прекращении размещения (распространения) ненадлежащей рекламы. А затем с целью привлечения нарушителя к ответственности за ненадлежащую рекламу возбуждается административное производство.