Рекламное агентство: структура, особенности функционирования

Рекламный бизнес невозможен без двух составляющих  – рекламодателей и рекламных агентств.  Рекламные агентства по заданию рекламодателей осуществляют деятельность, которую условно можно рассмотреть по этапам.

1 этап. Определение целей и задач рекламной работы, рекламной кампании.
2 этап. Выявление группы воздействия (категории лиц, на которых должна быть направлена реклама).
3 этап. Выбор средств рекламного воздействия, разработка стратегии и тактики рекламной работы, планирование рекламных мероприятий.
4 этап. Выдача заказов, заключение договоров со специализированными организациями.
5 этап. Контроль своевременного и качественного выполнения заказов и договоров на рекламные материалы и мероприятия.
6 этап. Анализ эффективности проведения рекламных мероприятий, корректировка стратегии и тактики рекламной работы (по необходимости).
Вопрос о структуре РА является очень важным. Оптимальная организация взаимодействия различных отделов РА и специалистов, грамотный менеджмент напрямую влияют на качество рекламного продукта, а также на качество взаимодействия с другими участниками рекламной деятельности.
Возможные структурные подразделения РА:

  1. Отдел работы с клиентами

Функции отдела:
изучение потребностей рекламодателя;
изучение особенностей рекламируемого продукта;
оформление документации (юридической, финансовой);
планирование рекламных мероприятий;
организация, управление и контроль за деятельностью по производству рекламного продукта;
контроль за соблюдение планов рекламной кампании, сроков проведения рекламных мероприятий;
контроль бюджета рекламной кампании.
Возглавляет отдел директор (управляющий) отдела.

  1. Творческий отдел

Функции отдела:
создание рекламных идей,
разработка творческих концепций
воплощение рекламных идей в визуальной, музыкальной и вербальной формах.
Управление творчеством является гибким по организации, но жестким в отношении качества и контроля сроков.
Возглавляет отдел креативный директор. Под его руководством работают дизайнеры, копирайтеры, композиторы, фотографы и др.

  1. Отдел медиапланирования и медиабаинга.

Функции отдела:
медиапланирование;
закупки места и времени в СМИ;
контроль выхода рекламных сообщений;
медиаисследования.
Возглавляет отдел медиадиректор.

  1. Производственный отдел.

Функции отдела  – создание рекламного продукта (изготовление наружной рекламы, телевизионных роликов, полиграфической продукции и т.д.).

  1. Отдел исследований

Цель отдела — обеспечить нужной информацией РК рекламода­теля на всех ее этапах.
Для достижения этой цели исполь­зуются самые разные средства и методы — опросы, фокус-группы, исследовательские эксперименты, тесты и т.д. Ре­зультаты исследований могут стать основой для форму­лирования целей и задач РК, создания рекламной идеи, позиционирования, поиска УТП, сюжетного хода, а так­же выбора рекламных средств и методов для достижения целей РК.
Большинство крупных РА проводит исследования еще  до подготовки рекламы, чтобы сделать ее максимально ориентированной на целевую аудиторию. Они также могут приобретать результаты исследований у специализированных компаний.

Взаимодействие всех перечисленных отделов, их подчинение друг другу и руководству формируют организационную и функциональную структуру РА.

Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей. Построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

Типы организационных структур

1. Линейная структура. Во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.
2. Функциональная структура — некоторая совокупность подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.
3. Линейно-функциональная (штабная) структура
включает в себя специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают им выполнять задачи организации.
4. Матричная структура.
Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой.
Как правило, в установившуюся линейно-функциональную структуру вводятся (временно или постоянно) особые штабные органы (группа лиц), которые координируют существующие горизонтальные связи по выполнению конкретной программы (проекта), сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре.
В большинстве  РА открытости и гибкости придают большее значение, чем организационной структуре. И тем не менее внутренняя организационная структура РА должна обеспечивать его функционирование, а внешняя — облегчать работу клиентам.
Эффективность структуры РА определяется ее соответствием целям, задачам, которые нужно решать в ходе рекламной деятельности.