Реклама в современном ее состоянии — это важнейшая часть общественных отношений, неотъемлемый элемент структуры российского общества, сложная сфера профессиональной человеческой деятельности. Она затрагивает интересы миллионов людей, являясь неотъемлемой частью их жизни. Реклама стала необходимым условием существования многих предприятий. В процессе осуществления хозяйственной деятельности практически каждая коммерческая организация прибегает к рекламе своих товаров, работ, услуг. В связи с этим возникает необходимость защиты государством прав и законных интересов хозяйствующих субъектов — конкурентов, потребителей рекламы, четкого законодательства о рекламе и верного его понимания и применения всеми участниками рекламных отношений.
При этом у разных участников экономической деятельности интересы зачастую не совпадают, а иногда и входят в противоречие.
Производитель-рекламодатель заинтересован в увеличении прибыли, для чего ему необходим скорейший сбыт товаров по максимально возможным ценам.
Потребитель, которому предназначена реклама, наоборот, больше внимания уделяет потребительским свойствам товара, желая купить продукцию высокого качества по возможно низкой цене.
Такое противоречие нередко перерастает в конфликт между участниками рекламных коммуникаций. Вероятность его повышается, если кто-то из них нарушает правила «честной игры».
Например, в рекламе может содержаться недостоверная информация, лживые утверждения типа «Товары нашей фирмы – решение всех ваших проблем», или — «Наш препарат излечит вас».
Некорректная по отношению к конкуренту реклама может причинить ущерб его имиджу, деловой репутации. Все это ограничивает конкуренцию на рынке.
Рекламные агентства, добившиеся определенного положения в сфере бизнеса, обеспокоены многочисленными фактами явного или слегка завуалированного плагиата, когда недобросовестные конкуренты используют разработанные ранее ими идеи, девизы, а то и рекламные обращения целиком.
Ненадлежащая реклама приводит к возникновению проблем у СМИ, которые являются рекламораспространителями рекламы.
Всё это свидетельствует о необходимости создания эффективно функционирующей системы регулирования рекламной деятельности.
Государство наделяет население правами и свободами, в том числе и по отношению к предпринимателям и госорганам, устанавливает права, обязанности и меры ответственности для всех субъектов рынка, а также осуществляет контроль за поведением предпринимателей и госорганов на рынке, регулирует деятельность монополистов, пресекает антиконкурентные проявления, осуществляет конкурентную, и потребительскую и рекламную политику.
На рынке в рекламной деятельности могут участвовать все: и граждане, и любые их объединения, и предприниматели, и государственные органы. При этом реклама естественным образом влияет на все отношения, возникающие между субъектами рынка. Ненадлежащая реклама искажает эти отношения, наносит существенный ущерб конкуренции, ущемляет права покупателей и не дает возможности государству осуществлять свою конкурентную и потребительскую политику и совершенствовать систему рыночного хозяйствования. Поэтому регулирование рекламной деятельности является одной из основных задач государства, одним из важнейших интересов граждан, юридических лиц, предпринимателей.